Дополнительные свойства и категории в 1С 8.2.
Довольно часто в работе пользователя возникает ситуация, когда необходимо добавить в справочник дополнительную информацию, а реквизита для ее ввода и хранения типовой программой не предусмотрено. Как быть? Многие в этом случае приглашают программиста для доработки программы. Но следует помнить о том, что изменение типовой конфигурации влечет за собой сложности в будущем при обновлении программы.
В программах 1С версии 8 предусмотрен специальный механизм создания дополнительных свойств и категорий в режиме пользователя, без изменения конфигурации. Рассмотрим, как пользоваться механизмом на примере 1С Зарплата и Управление Персоналом 8.2 редакция 2.5.
Этот механизм доступен для всех документов и некоторых справочников системы.
Свойства объектов.
Допустим, что для справочника «Физические лица» нам необходимо хранить в системе дополнительную информацию — районы проживания физических лиц, с которыми организация имеет или имела какие-либо отношения. Кроме того, необходимо иметь возможность отбора физических лиц по районам в отчетах и выводить эту информацию в дополнительном поле.
Заходим в форму элемента справочника «Физические лица» и открываем закладку «Дополнительно».
Щелкаем по полю «Свойства» правой кнопкой мыши и выбираем в контекстном меню пункт «Добавить новое свойство»:
Открывается форма создания нового свойства.
В поле «Наименование» вводим наименование нашего нового реквизита: «Район проживания».
В поле «Назначение» указывается вид объекта, для которого этот новый реквизит может применяться. Мы оставляем его без изменения, но можем посмотреть, для каких справочников в 1С Зарплата и Управление Персоналом можно ввести дополнительные реквизиты. Для этого щелкнем на кнопку выбора (кнопка с тремя точками) в реквизите «Назначение» и посмотрим, что нам откроется для выбора:
Как видим, выбор справочников, для которых мы можем создавать новые реквизиты, невелик.
Закроем его, возвращаемся к настройке нового свойства (реквизита).
Поле «Тип значений» также оставляем без изменения: в этом случае мы можем создать произвольный список значений, из которого потом будем выбирать значения для физических лиц.
Но для того, чтобы посмотреть возможные типы наших дополнительных реквизитов, можно также открыть список типов и посмотреть.
Закладка «Назначения свойства» заполняется, если наше свойство будет применяться не для всех элементов справочника «Физические лица», а лишь для его части (например, одной из групп или перечня нескольких конкретных физлиц).
В таком случае следует воспользоваться кнопкой «Добавить» (с зеленым плюсом) и заполнить табличную часть на закладке перечнем физлиц, для которых будет действовать наш новый реквизит «Район проживания».
Пусть это будет группа «Сотрудники» справочника «Физические лица».
Выберем ее при помощи кнопки «Выбрать»:
Теперь наш реквизит будет действовать только для тех, кто входит в эту группу.
Перейдем на закладку «Значения свойств» и при помощи кнопки «Добавить» создадим перечень районов проживания.
Жмем «ОК», и теперь реквизит «Район проживания» появился в табличной части «Свойства» на закладке «Дополнительно» этого физического лица. Двойным щелчком мыши напротив его названия открываем поле выбора и выбираем район проживания этого физического лица из только что набранного нами списка:
Этот реквизит будет доступен на закладке дополнительно во всех элементах справочника «Физические лица» при условии, что они входят в группу «Сотрудники».
Теперь в настройке многих отчетов в программе можно добавить это поле для вывода в отчет и сделать отбор по нему (следует воспользоваться кнопкой «Настройки»).
Категории объектов.
Категории объектов похожи на свойства. Однако при создании свойства и работе с ним предполагается выбор из списка (или справочника), а категория имеет значение «Да» или «Нет», т.е. это — флажок.
Настраиваются категории аналогичным образом на закладке «Дополнительно», но в табличной части «Категории», расположенной справа.
Для добавления новой категории следует щелкнуть правой кнопкой мыши на табличной части «Категории» и выбрать из контекстного меню пункт «Добавить новую категорию».
Форма ввода новой категории проще, чем свойства, и не предполагает ограничения по назначению, как это было в свойстве.
Например, необходимо ввести признак «Пенсионер» для части физических лиц.
После ввода необходимых нам свойств и категорий закладка «Дополнительно» будет выглядеть следующим образом:
Категория будет доступна в каждом элементе справочника «Физические лица» и там, где нужно, Вы можете установить введенный нами признак.
В отчетах категории доступны так же, как и свойства.
В заключение хочу отметить, что данный механизм реализован в программах 1С Бухгалтерия Предприятия редакция 2.0, 1С Управление Тоговлей редакция 10 и 1С Зарплата и Управление Персоналом редакция 2.5. В редакциях с возможностью работы управляемого приложения (Бухгалтерия редакция 3.0 и Управление Торговлей 11) этот механизм доработан, и о нем я рассказала здесь.
Итак, мы научились добавлять дополнительные реквизиты к справочникам на примере 1С Зарплата и Управление Персоналом 8.2 редакция 2.5, не прибегая к помощи программиста.
Видеоурок:
А как дополнительные свойства вывести в печатных формах?